Главная   Храм   Служба   События   Галерея   Календарь  

Храм Троицы с. Демкино

Войти    
 
Даром получили, даром давайте
 

      Удивительно, но деньги в Евангелии, в различной форме их проявления, являются объектом особого внимания. Так или иначе, в той или иной форме деньги встречаются в большей части притч, которые нам повествует Христос. Деньги являются абсолютной преградой для человека желающего Царствия Божия: “но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18:27). В месте, где Господь проявил явную нетерпимость, бичевал людей, перевернул столы и выгнал народ, деньги так же оказались в центре внимания. Кульминацией, можно назвать момент, где Иуда договаривается о стоимости своих услуг. Можно ли, исходя из всего этого, утверждать – деньги это зло? Думаю – вряд ли. Так как с другой стороны, мы видим, что те же самые деньги, в виде пожертвований, ученики Христа собирают и хранят. Не думаю, что Господь позволил бы им собирать и хранить зло.
      Деньги, как дает определение Википедия, есть всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. Отталкиваясь от данного определения, не удивительно, что деньги – одна из наиболее часто упоминаемых тем в Евангелии. Исходя из своих функций, которые несут деньги: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, а так же средство формирования сокровищ, становиться понятно, почему в притчах так часто фигурируют деньги. Но что же в них такого, что возводит их в форму абсолютного зла наименование которому: “тридцать сребреников”?
      Мы живем в мире, где многие взаимоотношения завязаны на деньгах. По большому счету, нам для того чтобы существовать в данном мире необходимо постоянно за что-то платить. Даже, если мы попытаемся самоустраниться от этого мира и попытаемся существовать исключительно за счет своих способностей, реализованных через собственный труд, то всевозможные государственные налоги (на землю и так далее) все равно будет необходимо выплачивать. То есть мы можем минимизировать участие денег в нашей жизни, но отказаться от них или избежать наличия их в нашей жизни мы не сможем. Тем более, если вопрос денег встает в контексте храма.
      Через Священное Писание, Господь четко и однозначно указывает нам на положение денег в Храме. Он изгоняет торгующих из Храма, причем это вряд ли можно назвать просьбой покинуть помещение: “И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул” (Ин. 2:15). Своим ученикам Он сообщает, чтобы они не брали денег за то, что они получили бесплатно: “больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. ” (Мф. 10:8). Апостол Петр на предложение Симона взять деньги за священство, ответил однозначно: “Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги” (Деян. 8:20). С другой стороны, практически во всех храмах, есть лавки, в которых идет бойкая торговля и молитвой о здравии, и молитвой об упокоении, и всегда есть ценник на Таинство, единственное, за что ПОКА еще явно не берут – за причастие. Все это, вызывает, мягко говоря, легкое недоумение. Написано множество статей, дано огромное количество интервью, умными и не очень людьми, в которых пытаются объяснить этот феномен. Все их объяснения, если откинуть лукавые и явно лживые: “у нас нет ценников – это лишь рекомендованная сумма для пожертвований”, сводятся к одному вопросу. На существование прихода необходимы деньги, где их брать? Я не ставил целью для себя – разбор этих статей с указанием, где или в чем авторы ошибаются. Или в осуждении той или иной практики, которая закрепилась на приходе. Или, как модно говорить – вскрывать нарывы на теле церкви. Нет, так как это не ведет к конструктиву. Каждый настоятель сам волен решать, как он будет исполнять свое служение в соответствии с Евангелием, благо, путей для этого предостаточно. Я лишь хотел поделиться тем опытом, который наш настоятель привнес в наш приход.
      Давайте выделим основные статьи расходов, которые присуще всем приходам, я попытался их сгруппировать, и у меня получилось не так много. Первая и самая объемная – это коммунальные платежи. В эту статью можно отнести все расходы, которые необходимы для существования, функционирования и содержание храма исключительно с точки зрения объекта недвижимости. Вторая статья – оплата труда людям, которые на постоянной основе задействованы в работах на приходе. Третья статья – социальная работа, если таковая ведется приходом. Это и воскресная школа и просто, если приход оказывает денежную помощь кому-то из прихожан. Четвертая – это расходы на службу. Вино, свечи, елей, просфора, облачение и так далее. Ну и последняя статья – прочее, сюда можно отнести, всякого рода регулярные отчисления, которые приходу необходимо выполнять и прочие. Конечно, в больших столичных, или приходах, которые располагаются в областных городах, список может быть больше, но, на мой взгляд, в подавляющем большинстве все возможные расходы вполне удовлетворяют пяти статьям.
      Некоторые статьи расходов можно и нужно минимизировать, например зарплата настоятеля. Если мы говорим о деревенском приходе, то настоятель вполне имеет время для того чтобы работать и на работе получать зарплату, и естественно, если из приходской кассы он на себя ни берет ни копейки. Здесь было бы уместно брать пример с апостола Павла, который своим примером показывал. Он был обучен ремеслу, которое давало ему возможность не обременять христианскую общину, да и автором крылатой фразы: “кто не работает, тот не ест” был апостол Павел (2Фес. 3:10). Если мы говорим о городском приходе, то на приходах, где служат несколько священников, так же можно установить практику, где второй и так далее священник, имеет работу для пропитания. Понятно, что настоятель большого прихода физически не имеет возможность уделять время внешней работе, но это большой приход, где зарплата для настоятеля не будет тяжелой ношей для прихода. Опять же, если настоятель работает – это хороший пример для остальных людей в храме трудиться не за деньги, а во Славу Божию, как любят часто говорить православные люди. В этой ситуации, правда, это дополнительный труд для настоятеля, следует учитывать этот момент при организации служб и работ в храме, но это нормально, никто и не обещал, что будет легко.
      А что у нас с доходами? А с доходами с одной стороны все просто – существует одна единственная статья это пожертвования прихожан, а с другой стороны сложно, так как требуются существенные суммы. И вот здесь, кто во что горазд, на какие только ухищрения не идут. Это и именные кирпичики, и разные типы записок: на обедню, на проскомидию, на вечный помин, на не вечный помин и так далее и тому подобное. Я побывал на разных приходах и, честно говоря, насмотрелся многих “чудес”. Больше всего чудят в монастырях, только там я наблюдал варианты с вечным поминовением, что, на мой взгляд, является самым обычным обманом. Вся эта ситуация напоминает магазин, в котором для увеличения объемов продаж, начинают придумывать всякого рода акции. Ситуация с Таинствами и требами обстоит не лучше.
      Когда я впервые оказался на службе в нашем храме, я был сильно удивлен ситуацией в лавке и в храме. Записки были одного типа, они были абсолютно бесплатными, свечи абсолютно бесплатные, требы, таинства и так далее – абсолютно бесплатные. На все мои вопросы о стоимости, я получал один и тот же ответ: “Если у вас есть желание и возможность оказать милость, вот ящик для пожертвований, положите туда, сколько считаете нужным”. На весь храм был один единственный ящик для пожертвований, во время службы никто не бродит среди молящихся с тарелкой для сбора денег. Меня эта вся ситуация очень озадачила, так как с одной стороны – ни кто не озабочен зарабатыванием денег, с другой стороны – явно видно, что на приходе делаются дела, то есть – деньги есть, как говаривал известный персонаж. Как? Откуда? После моего знакомства с настоятелем, естественного я не обошел вниманием эти вопросы. Та модель, если так уместно выразится, и тот теоретический базис, который лег в основу, меня обескуражил. Во-первых, батюшка работает, как я уже говорил выше, это снимает большую часть финансовой нагрузки на приход. Во-вторых, практически все на приходе действительно трудятся во Славу Божию, и, насколько, я могу судить, делают это с удовольствием. Но как вы понимаете, это лишь экономия, а этим можно заниматься тогда, когда есть что экономить. Батюшка объяснил очень просто. Все эти ценники, которые существуют, это результат глубокого неверия в прихожан. Мы не верим прихожанам, что они действительно хотят жертвовать, и как следствие мы поступаем как продавцы в магазине. Мы не верим прихожанам, что они действительно понимают и осознают потребности прихода, и мы поступаем как маркетологи, придумывая разные варианты с поминовением. Мы относимся к своим прихожанам и к людям, которые приходят в Храм с огромным недоверием и думаем, что они наберут свечек на сумму больше, чем эти свечки стоят, мы их считаем жадными, поэтому вывешиваем рекомендации к пожертвованию. И самое главное мы не верим в то, что Бог будет заботиться о Своем доме – Храме. Так же дело обстоит и с требами на дому. Он не берет денег. И тут тоже есть простое объяснение. Люди не любят ощущать себя обязанными, а когда ты ради них приехал, когда ты потратил свое время на них, это все заставляет человека ощущать должность, а это подталкивает людей к Богу, это заставляет их прийти в Храм. Но что если человеку далеко до нашего Храма? Не беда, Бог Он везде одинаковый и в нашем Храме и в соседнем селе и в городе, нет разницы, где человек окажет милость и выразит благодарность Богу. Цель священника – привести людей к Богу, а не в конкретный храм.
      Рассматривая тему денег на нашем приходе, я опять задался вопросом: что превращает деньги во зло? Мне кажется, что кроме стяжательства, есть, что-то еще. Мы при помощи денег выражаем стоимость товаров и услуг, поскольку деньги легко обмениваются на любые товары и услуги. Но в этом и кроется ошибка. Не деньги делают товары и услуги соизмеримыми, но человеческий труд, так как все товары представляют собой результат человеческого труда и, следовательно, соизмеримы по количеству затраченного труда. Это позволяет оценивать стоимость всех товаров и услуг. Здесь самое главное, что товары и услуги – это результат человеческого труда, именно человеческого, а не Божия. И каждый раз, когда мы пытаемся оценить Бога через овеществленный труд – деньги становятся злом.

 
 
Чтобы иметь возможность оставить комментарии, необходимо войти.
 
15 16 17 18 19 20 21
 
День Святой Троицы. Пятидесятница.
 

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540). Память II Вселенского Собора (381). Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Сщмч. Максима, еп. Серпуховского (1931); сщмч. Михаила Борисова пресвитера (1942). На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». «Воскресение Христово видевше» не поем. В Триоди для 9-й песни канона припевов нет, но в Триоди нотного пения, изданной Святейшим Синодом (1891), для задостойника в день Пятидесятницы указывается такой припев: «Апостоли, сошествие Уте́шителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». «Свят Господь Бог наш» не поем. С этого дня и до отдания Пятидесятницы, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Божественным покрове́н...». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же в виде́нии* о́гненных язы́к с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с, И́стинный Бог наш...». На литургии антифоны праздника, входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести́стеся...», вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице...». После «Спаси, Боже...» поем «Видехом Свет Истинный...». По отпу́сте литургии Царские врата закрываются, совершаются 9-й час и великая вечерня. На великой вечерне «Царю Небесный» (обычно поется народом). Предначинательный псалом читается, великая ектения с прибавлением особых прошений, вход, великий прокимен «Кто Бог велий...» и чтение коленопреклонных молитв. Отпу́ст вечерни (при открытых Царских вратах): «И́же от О́тчих и Боже́ственных недр...». Утр. Ин., 65 зач., XX, 19–23. Лит. Деян., 3 зач., II, 1–11. Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.

 
 
Троицкая родительская суббота.
 

Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.) (служба переносится на четверг, 19 мая). Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) (служба может быть перенесена на четверг, 19 мая). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обре́тение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634). Служба в честь Владимирской иконы Божией Матери переносится на четверг, 19 мая. На четверг, 19 мая, может быть перенесена и служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»). Служба по Триоди. На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости...» с Богородичном. На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на 2 статии́, с припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди. На литургии – «Достойно есть». Вместо «Видехом Свет Истинный...» поется, по традиции, тропарь «Глубиною мудрости...». Лит. Деян., 51 зач., XXVIII, 1–31. Ин., 67 зач., XXI, 15–25. За упокой: 1 Кор., 163 зач., XV, 47–57. Ин., 21 зач., VI, 35–39*.

 
 
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)
 

Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Не́рехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обре́тение мощей прп. Арсения Коне́вского (1991). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе). На утрене катавасия «Божественным Утр. Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. Деян., 44 зач., XX, 16–18, 28–36. Ин., 56 зач., XVII, 1–13*.

 
 
Вознесение Господне.
 

ознесение Господне Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989). Свтт. Сави́на, архиеп. Кипрского (V), и Полу́вия, еп. Риноки́рского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня). Сщмч. Петра Попова пресвитера (1937); мц. Евдокии Мартишкиной (1938). На утрене величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н...». «Честнейшую» не поем. 1-й припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, И́стинный Бог наш...». На литургии вхо́дный стих: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе тру́бне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя... Тя паче ума и словесе́...». Вместо «Видехом Свет Истинный...» – «Вознеслся еси во славе...» (до отдания). Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. Утр. Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53*.