Оставленные. Из цикла – “Жизнь за так” |
Автор: alex |
Раздел:
Служба
|
|
Мне нравятся региональные дороги, эти извилистые, двух полосные дороги по одной полосе в каждое из
направлений. Вдоль таких дорог вы не найдете больших парковок с кафешками и закусочными для автомобилистов.
В отличие от магистральных трасс, которые изменяют и продавливают структуру пространства, они вьются и
извиваются как маленькие речушки вдоль границ ландшафтных объектов. Они не будут рассекать лес, они его
обогнут, обтекая сбоку, не будут сглаживать овраг, они ухнуться вниз и с натугой поднимутся вверх, их цель
не в том, чтобы соединить две точки на карте кратчайшим путем. Они напоминают ниточки, на которые как бусинки
нанизаны маленькие деревушки.
Эти дороги не располагают к быстрой езде, они частенько с плохим покрытием, петляют, информационных знаков
маловато, так что, если ты разгонишься, то рискуешь вылететь с дороги. Но как же мне нравится по ним ездить,
особенно поздней осенью или зимой, кажется, что во всем мире из людей, есть только ты и больше никого. Тут
нет следов цивилизации, которые мы привыкли видеть – освещение, заправочные станции, развязки, двух и более
этажные дома, нет, этого всего нет. Заправки встречаются так редко, что возникает вопрос, как же люди здесь
содержат машины, ведь чтобы заправить ее, необходимо проехать минимум двадцать, а то и более километров.
Ты проезжаешь небольшие деревни, которые состоят из нескольких десятков небольших домов и в обязательном
порядке наличествует полуразрушенный храм. По размеру остова храма, понимаешь, что в лучшие времена здесь
проживало несколько тысяч людей, иначе не объяснить причину, по которой построили таких размеров храм, да и
как малое количество людей, могло осилить такие размеры.
Останавливаешься, чтобы размяться, выходишь из машины, и тебя окутывает тишина, природная тишина. Слуху это
не привычно, он не улавливает техногенный фон, сознанию не на что опереться, оно ищет базис для опоры, а его
нет, возникает ощущение “оставленности”. В некоторых домах горит свет, но горит он не так как в городе: ярко,
вызывающе, требовательно, здесь же, свет не горит, нет, он кротко льется из окна, мягко и тихо. Тут нет
надобности в требовательности и яркости, так как не у кого требовать, да и нечего. Все кто хотел и имел
возможность, все уехали из этих мест – деревня умирает.
Этих мест как бы нет вовсе, вы не найдете упоминания о них на новостных лентах, тут нет школ, детских садов,
дорог – в их общечеловеческом понимании, коммуникационные компании сюда не идут, даже за деньги. Для
государства, такие деревушки и люди, которые там проживают – это не разрешимая головная боль, так что лучший
вариант решения этой проблемы – забыть и оставить. Но удивляет другое. Эти места оставлены и церковью. Если с
государством понятно, так как для него главное – экономическая выгода и политическая целесообразность, но для
церкви главное люди.
Я был свидетелем диалога двух священников. Один батюшка, который служил в городе, просил деревенского
священника отслужить воскресную службу за него, объясняя попутно, что в деревне мало людей и нет ничего
страшного, если у них не будет воскресной службы. Условно “неблагонадежный” священник ссылается в деревню,
“хороший” отправляется в город. Хотя не понятно, чем люди, которые проживают в городе лучше, чем те, которые
проживают в деревне? Почему малое количество людей – это причина не дать им возможность причаститься в
воскресение? Тем более, что в городе есть несколько храмов, которые расположены в шаговой доступности друг от
друга, а в деревне среднее расстояние между действующими храмами исчисляется десятками километров. Найдутся,
наверное, и те, кто скажет, что это присуще нашей стране, так как мы, мол, людей не любим, о них не заботимся
и так далее и так далее. Но я не соглашусь с этим мнением. Некоторое время назад посмотрел телесериал –
“Молодой папа”, не скажу, что он мне понравился или, что я был от него в восторге, но то, что фильм сделан
добротно, с этим спорить было бы глупо. Так вот там очень показателен один момент. Некоторого кардинала -
главу католической церкви в Нью-Йорке, изобличили в педофилии. Как вы думаете, какое решение принимает Папа
Римский? Он не предает его мирскому суду, не оставляет с собой, как любящий отец, который хочет исправления
своего сына, нет, он отправляет его служить на Аляску. Наверное, дети, который живут на Аляске, чем-то
заслужили такого священник больше, чем дети из Нью-Йорка. Понятно, что это только фильм, но ведь искусство –
есть отображение нашей действительности.
Есть какая-то неуловимая, ускользающая красота в этих местах, ее трудно описать, так как эта красота не
видимая, а ощущаемая. Оставленность и брошенность миром, в момент соприкосновения с тобой, вызывает
беспокойства и смятение, ты лишаешься ориентиров, тебе не на что опереться, все, что в твоей жизни является
основой твоего безопасного существования, превращается в туман, все, что в твоем сознании является смыслом
твоего бытия, рассыхается и осыпается пылью. В этот момент хочется бежать, так как происходит не просто разрыв
и деформация твоего мировосприятия, нет, оно начинает сыпаться и разрушаться, образуется пустота, которая
порождает множество вопросов, и в этой ситуации, думаешь, что единственное верное решение – убежать и забыть.
Но если ты пересилишь себя и задержишься, то пустота начнет заполняться новым содержанием – тишиной. В этой
тишине ты примиряешься с собой и смысл бытия, неопределяемый словами, начинает распускаться и успокаивать,
ты наконец-то можешь услышать и ощутить присутствие Бога.
|
|
|
|
|
|
|
|
Вознесение Господне. |
|
|
Вознесение Господне Прп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прп. Ефрема Переко́мского, Новгородского, чудотворца (1545). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Коме́льских. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (III). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блж. отроковицы Музы (V). Прпп. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX). Мч. Вука́шина (1943) (Серб.). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня). На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н...». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, И́стинный Бог наш...». На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе тру́бне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя... Тя паче ума и словесе́...». Вместо «Видехом Свет Истинный...» – «Вознеслся еси во славе...» (до отдания). Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. Утр. Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.
|
|
|
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. |
|
|
Вмц. Ирины (I–II). Обре́тение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Прмч. Ефрема Нового (1426). Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878). Служба воскресная, Преполовения и самаряныни совершается по Триоди. Утр. Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. Деян., 28 зач., XI, 19–26, 29–30. Ин., 12 зач., IV, 5–42.
|
|
|
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. |
|
|
Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Свт. Кирилла, еп. Ту́ровского (1183). Мчч. Саторни́я, Иакисхо́ла, Фавстиа́на, Ианнуа́рия, Марса́лия, Евфра́сия, Мамми́я, Му́рина, Зино́на, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63). Перенесение мощей мч. Авраамия Бо́лгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Прав. Тавифы (I) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Мц. Анны Шашкиной (1940). Утр. Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. Деян., 23 зач., IX, 32–42. Ин., 14 зач., V, 1–15.
|
|
|
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. |
|
|
Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломи́и, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Ианнуария епископа и с ним мчч. Проку́ла, Со́ссия и Фавста диаконов, Дисиде́рия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Перги́и, матери его Филиппи́и, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обре́тение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурма́нского (1848). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт. Максимиана, патриарха Константинопольского (434). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц). Сщмч. Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); св. Николая Писаревского исп., пресвитера (1933); сщмч. Алексия Протопопова пресвитера (1938). С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни). Утр. Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. Деян., 16 зач., VI, 1–7. Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 8.
|
|
|