Оставленные. Из цикла – “Жизнь за так” |
Автор: alex |
Раздел:
Служба
|
|
Мне нравятся региональные дороги, эти извилистые, двух полосные дороги по одной полосе в каждое из
направлений. Вдоль таких дорог вы не найдете больших парковок с кафешками и закусочными для автомобилистов.
В отличие от магистральных трасс, которые изменяют и продавливают структуру пространства, они вьются и
извиваются как маленькие речушки вдоль границ ландшафтных объектов. Они не будут рассекать лес, они его
обогнут, обтекая сбоку, не будут сглаживать овраг, они ухнуться вниз и с натугой поднимутся вверх, их цель
не в том, чтобы соединить две точки на карте кратчайшим путем. Они напоминают ниточки, на которые как бусинки
нанизаны маленькие деревушки.
Эти дороги не располагают к быстрой езде, они частенько с плохим покрытием, петляют, информационных знаков
маловато, так что, если ты разгонишься, то рискуешь вылететь с дороги. Но как же мне нравится по ним ездить,
особенно поздней осенью или зимой, кажется, что во всем мире из людей, есть только ты и больше никого. Тут
нет следов цивилизации, которые мы привыкли видеть – освещение, заправочные станции, развязки, двух и более
этажные дома, нет, этого всего нет. Заправки встречаются так редко, что возникает вопрос, как же люди здесь
содержат машины, ведь чтобы заправить ее, необходимо проехать минимум двадцать, а то и более километров.
Ты проезжаешь небольшие деревни, которые состоят из нескольких десятков небольших домов и в обязательном
порядке наличествует полуразрушенный храм. По размеру остова храма, понимаешь, что в лучшие времена здесь
проживало несколько тысяч людей, иначе не объяснить причину, по которой построили таких размеров храм, да и
как малое количество людей, могло осилить такие размеры.
Останавливаешься, чтобы размяться, выходишь из машины, и тебя окутывает тишина, природная тишина. Слуху это
не привычно, он не улавливает техногенный фон, сознанию не на что опереться, оно ищет базис для опоры, а его
нет, возникает ощущение “оставленности”. В некоторых домах горит свет, но горит он не так как в городе: ярко,
вызывающе, требовательно, здесь же, свет не горит, нет, он кротко льется из окна, мягко и тихо. Тут нет
надобности в требовательности и яркости, так как не у кого требовать, да и нечего. Все кто хотел и имел
возможность, все уехали из этих мест – деревня умирает.
Этих мест как бы нет вовсе, вы не найдете упоминания о них на новостных лентах, тут нет школ, детских садов,
дорог – в их общечеловеческом понимании, коммуникационные компании сюда не идут, даже за деньги. Для
государства, такие деревушки и люди, которые там проживают – это не разрешимая головная боль, так что лучший
вариант решения этой проблемы – забыть и оставить. Но удивляет другое. Эти места оставлены и церковью. Если с
государством понятно, так как для него главное – экономическая выгода и политическая целесообразность, но для
церкви главное люди.
Я был свидетелем диалога двух священников. Один батюшка, который служил в городе, просил деревенского
священника отслужить воскресную службу за него, объясняя попутно, что в деревне мало людей и нет ничего
страшного, если у них не будет воскресной службы. Условно “неблагонадежный” священник ссылается в деревню,
“хороший” отправляется в город. Хотя не понятно, чем люди, которые проживают в городе лучше, чем те, которые
проживают в деревне? Почему малое количество людей – это причина не дать им возможность причаститься в
воскресение? Тем более, что в городе есть несколько храмов, которые расположены в шаговой доступности друг от
друга, а в деревне среднее расстояние между действующими храмами исчисляется десятками километров. Найдутся,
наверное, и те, кто скажет, что это присуще нашей стране, так как мы, мол, людей не любим, о них не заботимся
и так далее и так далее. Но я не соглашусь с этим мнением. Некоторое время назад посмотрел телесериал –
“Молодой папа”, не скажу, что он мне понравился или, что я был от него в восторге, но то, что фильм сделан
добротно, с этим спорить было бы глупо. Так вот там очень показателен один момент. Некоторого кардинала -
главу католической церкви в Нью-Йорке, изобличили в педофилии. Как вы думаете, какое решение принимает Папа
Римский? Он не предает его мирскому суду, не оставляет с собой, как любящий отец, который хочет исправления
своего сына, нет, он отправляет его служить на Аляску. Наверное, дети, который живут на Аляске, чем-то
заслужили такого священник больше, чем дети из Нью-Йорка. Понятно, что это только фильм, но ведь искусство –
есть отображение нашей действительности.
Есть какая-то неуловимая, ускользающая красота в этих местах, ее трудно описать, так как эта красота не
видимая, а ощущаемая. Оставленность и брошенность миром, в момент соприкосновения с тобой, вызывает
беспокойства и смятение, ты лишаешься ориентиров, тебе не на что опереться, все, что в твоей жизни является
основой твоего безопасного существования, превращается в туман, все, что в твоем сознании является смыслом
твоего бытия, рассыхается и осыпается пылью. В этот момент хочется бежать, так как происходит не просто разрыв
и деформация твоего мировосприятия, нет, оно начинает сыпаться и разрушаться, образуется пустота, которая
порождает множество вопросов, и в этой ситуации, думаешь, что единственное верное решение – убежать и забыть.
Но если ты пересилишь себя и задержишься, то пустота начнет заполняться новым содержанием – тишиной. В этой
тишине ты примиряешься с собой и смысл бытия, неопределяемый словами, начинает распускаться и успокаивать,
ты наконец-то можешь услышать и ощутить присутствие Бога.
|
|
|
|
|
|
|
|
Неделя 2-я Великого поста. Глас 6-й. |
|
|
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препро́стого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Сщмч. Николая Розова пресвитера (1930); прмч. Нила Тютюкина, прмцц. Матроны Грошевой, Марии Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной и Анны Гороховой (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Ко́рце (Ровенск.) (1622), в О́дрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848). Литургия св. Василия Великого. Утр. Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
|
|
|
Суббота 2-й седмицы Ведикого Поста |
|
|
Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Обретение Честно́го Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Ко́нона и сына его Ко́нона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридолина Зекингенского (540). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо». Поминовение усопших. Литургия св. Иоанна Златоуста. Лит. Евр., 309 зач., III, 12–16. Мк., 6 зач., I, 35–44. За упокой: 1_Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.
|
|
|
Неделя 1-я Великого поста. Глас 5-й. |
|
|
Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля). Икон Божией Матери: Девпетерувской (1392) (празднование переносится с 29 февраля) и Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста). Литургия св. Василия Великого. Утр. Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. Евр., 329 зач. (от полу), XI, 24–26, 32 – XII, 2. Ин., 5 зач., I, 43–51.
|
|
|
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Глас 4-й. |
|
|
Прп. Тимофея в Симво́лех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802–811). Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939). Козельщанской иконы Божией Матери (1881). Заговенье на Великий пост. На утрене катавасия «Яко по су́ху...». На литургии прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите...». На этот день со вторника, 23 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава). В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов: «Не отврати Лица Твоего...» и «Дал еси достояние...», которые поются попеременно через воскресенье. В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения. Утр. Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21 [25].
|
|
|