Оставленные. Из цикла – “Жизнь за так” |
Автор: alex |
Раздел:
Служба
|
|
Мне нравятся региональные дороги, эти извилистые, двух полосные дороги по одной полосе в каждое из
направлений. Вдоль таких дорог вы не найдете больших парковок с кафешками и закусочными для автомобилистов.
В отличие от магистральных трасс, которые изменяют и продавливают структуру пространства, они вьются и
извиваются как маленькие речушки вдоль границ ландшафтных объектов. Они не будут рассекать лес, они его
обогнут, обтекая сбоку, не будут сглаживать овраг, они ухнуться вниз и с натугой поднимутся вверх, их цель
не в том, чтобы соединить две точки на карте кратчайшим путем. Они напоминают ниточки, на которые как бусинки
нанизаны маленькие деревушки.
Эти дороги не располагают к быстрой езде, они частенько с плохим покрытием, петляют, информационных знаков
маловато, так что, если ты разгонишься, то рискуешь вылететь с дороги. Но как же мне нравится по ним ездить,
особенно поздней осенью или зимой, кажется, что во всем мире из людей, есть только ты и больше никого. Тут
нет следов цивилизации, которые мы привыкли видеть – освещение, заправочные станции, развязки, двух и более
этажные дома, нет, этого всего нет. Заправки встречаются так редко, что возникает вопрос, как же люди здесь
содержат машины, ведь чтобы заправить ее, необходимо проехать минимум двадцать, а то и более километров.
Ты проезжаешь небольшие деревни, которые состоят из нескольких десятков небольших домов и в обязательном
порядке наличествует полуразрушенный храм. По размеру остова храма, понимаешь, что в лучшие времена здесь
проживало несколько тысяч людей, иначе не объяснить причину, по которой построили таких размеров храм, да и
как малое количество людей, могло осилить такие размеры.
Останавливаешься, чтобы размяться, выходишь из машины, и тебя окутывает тишина, природная тишина. Слуху это
не привычно, он не улавливает техногенный фон, сознанию не на что опереться, оно ищет базис для опоры, а его
нет, возникает ощущение “оставленности”. В некоторых домах горит свет, но горит он не так как в городе: ярко,
вызывающе, требовательно, здесь же, свет не горит, нет, он кротко льется из окна, мягко и тихо. Тут нет
надобности в требовательности и яркости, так как не у кого требовать, да и нечего. Все кто хотел и имел
возможность, все уехали из этих мест – деревня умирает.
Этих мест как бы нет вовсе, вы не найдете упоминания о них на новостных лентах, тут нет школ, детских садов,
дорог – в их общечеловеческом понимании, коммуникационные компании сюда не идут, даже за деньги. Для
государства, такие деревушки и люди, которые там проживают – это не разрешимая головная боль, так что лучший
вариант решения этой проблемы – забыть и оставить. Но удивляет другое. Эти места оставлены и церковью. Если с
государством понятно, так как для него главное – экономическая выгода и политическая целесообразность, но для
церкви главное люди.
Я был свидетелем диалога двух священников. Один батюшка, который служил в городе, просил деревенского
священника отслужить воскресную службу за него, объясняя попутно, что в деревне мало людей и нет ничего
страшного, если у них не будет воскресной службы. Условно “неблагонадежный” священник ссылается в деревню,
“хороший” отправляется в город. Хотя не понятно, чем люди, которые проживают в городе лучше, чем те, которые
проживают в деревне? Почему малое количество людей – это причина не дать им возможность причаститься в
воскресение? Тем более, что в городе есть несколько храмов, которые расположены в шаговой доступности друг от
друга, а в деревне среднее расстояние между действующими храмами исчисляется десятками километров. Найдутся,
наверное, и те, кто скажет, что это присуще нашей стране, так как мы, мол, людей не любим, о них не заботимся
и так далее и так далее. Но я не соглашусь с этим мнением. Некоторое время назад посмотрел телесериал –
“Молодой папа”, не скажу, что он мне понравился или, что я был от него в восторге, но то, что фильм сделан
добротно, с этим спорить было бы глупо. Так вот там очень показателен один момент. Некоторого кардинала -
главу католической церкви в Нью-Йорке, изобличили в педофилии. Как вы думаете, какое решение принимает Папа
Римский? Он не предает его мирскому суду, не оставляет с собой, как любящий отец, который хочет исправления
своего сына, нет, он отправляет его служить на Аляску. Наверное, дети, который живут на Аляске, чем-то
заслужили такого священник больше, чем дети из Нью-Йорка. Понятно, что это только фильм, но ведь искусство –
есть отображение нашей действительности.
Есть какая-то неуловимая, ускользающая красота в этих местах, ее трудно описать, так как эта красота не
видимая, а ощущаемая. Оставленность и брошенность миром, в момент соприкосновения с тобой, вызывает
беспокойства и смятение, ты лишаешься ориентиров, тебе не на что опереться, все, что в твоей жизни является
основой твоего безопасного существования, превращается в туман, все, что в твоем сознании является смыслом
твоего бытия, рассыхается и осыпается пылью. В этот момент хочется бежать, так как происходит не просто разрыв
и деформация твоего мировосприятия, нет, оно начинает сыпаться и разрушаться, образуется пустота, которая
порождает множество вопросов, и в этой ситуации, думаешь, что единственное верное решение – убежать и забыть.
Но если ты пересилишь себя и задержишься, то пустота начнет заполняться новым содержанием – тишиной. В этой
тишине ты примиряешься с собой и смысл бытия, неопределяемый словами, начинает распускаться и успокаивать,
ты наконец-то можешь услышать и ощутить присутствие Бога.
|
|
|
|
|
|
|
|
Успение Пресвятой Богородицы |
|
|
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII). На трапезе разрешается рыба. На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо». На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение... Побеждаются естества уставы...» (до отдания). Утр. Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
|
|
|
Преображение Господне |
|
|
Седмица 9-я по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сщмч. Николая Заварина пресвитера (1937). На трапезе разрешается рыба. Вся служба праздника. На великой вечерне «Блажен муж» (1-й антифон). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение». Катавасия «Крест начерта́в...» (также и в отдание праздника). «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе́ моя, на Фаворе преобразившагося Господа». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же на горе́ Фаво́рстей преобрази́выйся во сла́ве пред святы́ми Свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с, И́стинный Бог наш...». Утр. Лк., 45 зач., IX, 28–36. Лит. 2 Пет., 65 зач., I, 10–19. Мф., 70 зач., XVII, 1–9.
|
|
|
Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. |
|
|
Мч. Каллиника (III–IV). Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мч. Даниила Черкасского (1776). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Свт. Лупа, еп. Труа́ского (479). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.)*. Прмчч. Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); прмч. Анатолия Смирнова (после 1930); сщмч. Алексия Красновского пресвитера и прмч. Пахомия Русина (1938). Утр. Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. Рим., 116 зач., XV, 1–7. Мф., 33 зач., IX, 27–35.
|
|
|
Неделя 6-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. |
|
|
Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Прп. Корнилия Переяславского (1693). Собор Смоленских святых* (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля). Сщмч. Михаила Накарякова пресвитера (1918); сщмч. Алексия Ильинского пресвитера (1931). Утр. Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. Рим., 110 зач., XII, 6–14. Мф., 29 зач., IX, 1–8. Равноап.: 1 Кор., 141 зач., IX, 2–12. Лк., 34 зач., VIII, 1–3.
|
|
|