Главная   Храм   Служба   События   Галерея  

Храм Троицы с. Демкино

Войти    
 
История храма
 

      Деревянная церковь с. Дёмкино впервые упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. В 1773 г. Вместо сгоревшей была поставлена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования, купленная в с. Доброе. По данным на 1802 г., в однодворческом с. Дёмкино насчитывалось 120 дворов, в которых проживали 554 мужчины и 560 женщин. В селе действовала мельница в 6 поставов. Церковной земли 35 дес. 1950 саж. В приходе кроме с. Дёмкино состояла деревня Дёмкина князей Долгоруковских, которой было 18 дворов, а в них 71 мужчина и 69 женщин.
      В 1859 г. деревянная Дмитриевская церковь разобрана за ветхостью. Но еще в 1851 г. вместо нее начат был строительством каменный двухэтажный храм. В нижнем этаже его в том же 1859 г. освящен престол св. Иакова Алфеева, в верхнем этаже главный престол в честь Святой Троицы и с правой стороны придельный св. Димитрия Солунского освящены в 1862 г. Каменная же колокольня высотой 12 саж. построена после 1861 г.
      В это время, впрочем, как и “издавна”, притч Троицкого храма составляли священник, диакон, дьячок и пономарь, которые за свою службу никакого постоянного оклада не получали и содержание имели “посредственное”. Проживали члена притча в собственных домах, расположенных: у священника – на благоприобретенной земле, у диакона, дьячка и пономаря – на церковной. Земли у притча усадебной 1 ½ десятины, пахотной и сенокосной 34 десятины. В приходе, состоящем из с. Дёмкино и деревни Дёмкинский поселок, насчитывалось 200 дворов, в них 1007 мужчин и 1044 женщины.

Церковь великомученика Димитрия Солунского в селе Дёмкино. У тое церкви двор попа Василия, двор дьячков, двор пономарёв, двор просвирницын. Церковной земли в трех полях пятнадцать четвертей, сенного покосу на тринадцать копен, рыбных ловлей нет. Да в приходе той церкви: семь дворов рейтарских, двадцать пять дворов драгунских , тринадцать дворов солдатских, восемнадцать дворов драгунских половинщиков, пять дворов бобыльских, а всего семьдесят два двора.
      В 1868 г. при Троицком храме создано церковно-приходское попечительство, целью которого стало благоукрашение церкви с. Дёмкино. Видимо, за многополезную деятельность на этом поприще 20 июля 1873 г. староста Троицкого храма крестьянин с. Дёмкино Яков Бадиков был пожалован золотой медалью на Станиславской ленте.
      В 1877 г. тщанием членов церковно-приходского попечительства верхний этаж Троицкого храма украшен стенной живописью. В 1884 г. прихожане и притч с. Дёмкино пожертвовали на приобретения колокола 2557 руб.
      В 1861 г. в селе открыто училище, которое помещалось в доме наставника – местного священника – и содержалось на средства волостного правления. В 1868 г. в нем обучалось 20 мальчиков и 8 девочек. С 1882 г. училище помещалось в отдельном деревянном доме.
      В 1890 г. притчу и старосте Троицкой церкви епархиальным начальством разрешено перелить колокол в 150 пуд с прибавлением до 170 пудов. А в 1900 г. на пожертвование в храме устроены новые полы. В этом же году в клировой ведомости Троицкой церкви значится каменная ограда вокруг храма.
      По описанию из страховой оценки 1910 г.,
Троицкая церковь двухэтажная, каменная с деревянным куполом, крыта железом, окрашенным медянкою; купол снаружи обит железом, окрашен белою масляною краскою и внутри так же окрашен масляною краскою. Верхний этаж длиною, считая с колокольнею, 60 арш., наибольшая ширина 24 арш., высотою до карниза 14 арш., а купол вышиною 10 арш., главка одна, больших окон 13, малых в главке 4. Дверей створчатых обитых железом 2 наружных, одна дверь наружная, окрашенная масляной краскою, внутренних створчатых со стеклами три. Иконостас длиною 18 арш., а высотою 10 арш. (оценен в 2500 руб.) В нижнем этаже иконостас 18 арш. и высотою в 5 арш. (оценен в 500 руб.) Полы в обоих этажах деревянные; церковь холодная. В нижнем этаже окон 9, дверей наружных обитых железом 2, внутренних 2. Колокольня каменная же в три яруса, общая высота колокольни до верхнего карниза 12 сажен. Оценена церковь вместе с колокольней и иконостасом в 16000 руб.

      При церкви деревянная пятистенная, с 9 окнами, оштукатуренная снаружи и внутри, покрытая железом караулка размером 9 на 1 арш. Ближайший к храму крестьянский дом находился в 14 саж. В 1913 г. проведен ремонт столярных изделий и печей в Троицком храме на сумму 2500 руб.
      По данным клировой ведомости за 1915 г., притч Троицкой церкви составлял священник, диакон и псаломщик, которые получали жалование из государственного казначейства в размере 539 руб. О благополучном содержании притча говорит и сумма кружечных доходов за 1915 г. – 1200 руб.
      Священник проживал в собственном деревянном доме на благоприобретено земле, диакон – в собственном деревянном доме на церковной земле, псаломщик – на частной квартире. При церкви усадебной земли, считая с погостом, состояло 2 ½ десятины, пахотной, находящейся в 1 версте от храма, 35 десятин. Земля эта, хоть и была чернозем, но изрезана оврагами и приносила в год 240 руб. В приходе Троицкого храма в это время состояли с. Дёмкино и д. Дёмкинские выселки, в которых насчитывалось 437 дворов, а в них 1621 мужчина и 1672 женщины. В приходе действовало две земские школы. Старостой храма в 1915 г. являлся крестьянин Андрей Семенович Загулинников.
      27 апреля 1922 г. представителями местной власти было изъято из храма с. Дёмкино 6 культовых предметов из серебра весом 2 фунта 54 золотника. В середине 1930-х гг. после ареста священника Н. И. Малинина храм в Дёмкино был закрыт, но после активных ходатайств со стороны верующих в 1936 г. часть здания (верхний или нижний этаж – неизвестно) передали под богослужебные цели.
      В начале 1937 г. священник Троицкого храма Павел Михайлович Черемисин, председатель церковной двадцатки Егор Дмитриевич Плотицын, председатель ревизионной комиссии двадцатки Кондрат Вуколович Иноземцев, а так же проживавшие в селе монахини Евдокия Кирилловна Копытина и Анна Кузьминична Лепехова были арестованы за “организацию контрреволюционной церковно-монархической группы”. Одним из пунктов обвинения против о. Павла стал отслуженный им 7 января 1937 г. торжественный молебен в честь 125-летия победы России над Наполеоном. Во время которого провозглашал “многая лета правительству, военачальникам и градоначальникам, и всем православным крестьянам”. В результате Черемисин, Плотицын и Иноземцев были приговорены к 8 годам лишения свободы, а Копытина и Лепехова – к 3 каждая. После этого в храме стал служить вернувшийся из ссылки о. Николай Малинин, но в августе 1937 г. Троицкий храм с. Дёмкино был окончательно закрыт, а священник Н. И. Малинин в сентябре т. г. приговорен к расстрелу за антисоветскую агитацию.



      В послевоенное время колокольня Троицкой церкви была разрушена, а сам храм лишился кровли, окон, дверей и в конечном итоге к началу 2000-х гг. превратился в простую кирпичную коробку. Лишь в середине 2000-х гг. началось его восстановление трудами бригады Ю. А. Завьялкина.

В заключение отметим, что уроженцем с. Дёмкино был в начале ХХ столетия настоятель церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на 7-ой Линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге протоиерей Иоанн Иоаннович Дёмкин. Родился он в 1837 году в семье священника Дмитриевской церкви с. Дёмкино Иоанна Феодотова. Окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. По окончанию в 1861 г. Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра 24 ноября 1861 г. был рукоположен в священники к Благовещенской Василеостровской церкви. С 1890 г. и до самой смерти, последовавшей в 1916 г., о. Иоанн состоял в должности настоятеля этого храма. За свою многолетнюю и многополезную деятельность о. Иоанн Дёмкин был награжден многими наградами духовного ведомства, а именно: в 1862 г. – набедренником, в 1867 и в 1880 г. – архипастырской благодарностью, в 1867 г. – бархатной фиолетовой скуфьей, в 1870 г. – бархатной фиолетовой камилавкой, в 1874 г. “за ревность к пользам миссионерского дела в Японии, сбор добровольных пожертвований на миссию” – благословением св. Синода, а так же наперстным крестом, в 1878 г. – орденом св. Анны III степени, в 1881 г. – саном протоиерея, в 1886 г. – орденом св. Анны II степени, в 1893 г. – орденом св. Владимира IV степени, в 1896 г. – на основании Высочайшего указа серебряною медалью на Александровской ленте для ношения на груди в “Память Царствования Императора Александра III”, в 1897 г. – палицей, в 1898 г. – определением Сената признан с детьми в потомственное дворянство, в 1900 г. – орденом св. Владимира III степени, в 1905 г. – орденом св. Анны I степени, в 1908 г. – “за долголетнее весьма полезное служение делу Духовной миссии в Японии” благословением св. Синода с грамотой, в 1909 г. – орденом св. Владимира II степени, в 1911 г. – Высочайше пожалован митрой.

Священники
Василий (уп. 1676)
Иоаннов Алексий (уп. 1799)
Алексеев Тимофей (1799 — 1806)
Феодоров Феодор (1806 — 1826)
Дёмкин Иоанн Федотович (1825 — 1848)
Красновский Иродион (1848 — 1852)
Щедролюбов Николай Иоаннович (1852 — 1868)
Можаров Андрей Иоаннович (1869 — 1917)
Малинин Николай Иоаннович (1932 — 1935, 1937)
Черемесин Павел Михайлович (1936 — 1937)
Диаконы
Тимофеев Герасим (уп. 1814)
Исаев Петр (1831 — 1861)
Митинский Степан Васильевич (1867 — 1900)
Малинин Владимир Иоаннович (1901 — 1916)
Дьячки
Дёмкин Петр Степанович (1823 — 1861)
Васильев Матвей Петрович (1863 - 1873)
Пономари
Дёмкин Антон Герасимович (1814 — 1861)
Гумелёв Павел Васильевич (1864 - 1895)
Псаломщики
Гумилё Павел Васильевич (1896 — 1913)
Троицкий Николай Васильевич (1914 — 1916)
Сафонов Михаил (1917)
Попов Гаврил Арестович (1921 - 1937)

 
 
Чтобы иметь возможность оставить комментарии, необходимо войти.
 
1 2 3 4 5 6 7
 
Казанская икона Божией Матери
 

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия У́стюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303). Прав. Прокопия У́стьянского (XVII). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Сщмчч. Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII). Утр. Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. Рим., 93 зач., VI, 18–23. Мф., 25 зач., VIII, 5–13. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

 
 
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
 

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67). Свт. Григория, митр. Иракли́йского (1925). Прп. Паисия Святогорца (1994). Касперовской иконы Божией Матери (1853–1855). На трапезе разрешается рыба. На утрене величание: «Величаем вас, апостоли Христовы Пе́тре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия». Канон ап. Петру со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и ап. Павлу на 6. Утр. Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. Апп.: 2 Кор., 193 зач., XI, 21 – XII, 9. Мф., 67 зач., XVI, 13–19.

 
 
Рождество Иоанна Предтечи
 

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й. Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Меню́жских (1566–1569). Мчч. семи братий: Оре́нтия, Фарна́кия, Еро́са, Фи́рмоса, Фирми́на, Кириа́ка и Ло́нгина (IV). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня). Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Всех святых, в земле Русской просиявших, и службой великого праздника Рождества Иоанна Предтечи*. Утр. Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10–16. Мф., 9 зач., IV, 18–23. Свв. (под зачало): Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12. Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

 
 
День Святой Троицы. Пятидесятница.
 

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361–363). Обре́тение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых*. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор святых Тобольской митрополии**. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900)***. Прп. Фама́ри Марджановой, исп. (1936) (Груз.). Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (363). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409). Сщмч. Тимофея Ульянова пресвитера (1940). На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». «Воскресение Христово видевше» не поем. В Триоди для 9-й песни канона припевов нет, но в Триоди нотного пения, изданной Святейшим Синодом (1891), для задостойника в день Пятидесятницы указывается такой припев: «Апостоли, сошествие Уте́шителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». «Свят Господь Бог наш» не поем. С этого дня и до отдания Пятидесятницы, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Божественным покрове́н...». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же в виде́нии**** о́гненных язы́к с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с, И́стинный Бог наш...». На литургии антифоны праздника, входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести́стеся...», вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице...». После «Спаси, Боже...» поем «Видехом Свет Истинный...». По отпу́сте литургии Царские врата закрываются, совершаются 9-й час и великая вечерня. На великой вечерне «Царю Небесный» (обычно поется народом). Предначинательный псалом читается, великая ектения с прибавлением особых прошений, вход, великий прокимен «Кто Бог велий...» и чтение коленопреклонных молитв. Отпу́ст вечерни (при открытых Царских вратах): «И́же от О́тчих и Боже́ственных недр...». Утр. Ин., 65 зач., XX, 19–23. Лит. Деян., 3 зач., II, 1–11. Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.