Главная   Храм   Служба   События   Галерея   Календарь  

Храм Троицы с. Демкино

Войти    
 
История храма
 

      Деревянная церковь с. Дёмкино впервые упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. В 1773 г. Вместо сгоревшей была поставлена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования, купленная в с. Доброе. По данным на 1802 г., в однодворческом с. Дёмкино насчитывалось 120 дворов, в которых проживали 554 мужчины и 560 женщин. В селе действовала мельница в 6 поставов. Церковной земли 35 дес. 1950 саж. В приходе кроме с. Дёмкино состояла деревня Дёмкина князей Долгоруковских, которой было 18 дворов, а в них 71 мужчина и 69 женщин.
      В 1859 г. деревянная Дмитриевская церковь разобрана за ветхостью. Но еще в 1851 г. вместо нее начат был строительством каменный двухэтажный храм. В нижнем этаже его в том же 1859 г. освящен престол св. Иакова Алфеева, в верхнем этаже главный престол в честь Святой Троицы и с правой стороны придельный св. Димитрия Солунского освящены в 1862 г. Каменная же колокольня высотой 12 саж. построена после 1861 г.
      В это время, впрочем, как и “издавна”, притч Троицкого храма составляли священник, диакон, дьячок и пономарь, которые за свою службу никакого постоянного оклада не получали и содержание имели “посредственное”. Проживали члена притча в собственных домах, расположенных: у священника – на благоприобретенной земле, у диакона, дьячка и пономаря – на церковной. Земли у притча усадебной 1 ½ десятины, пахотной и сенокосной 34 десятины. В приходе, состоящем из с. Дёмкино и деревни Дёмкинский поселок, насчитывалось 200 дворов, в них 1007 мужчин и 1044 женщины.

Церковь великомученика Димитрия Солунского в селе Дёмкино. У тое церкви двор попа Василия, двор дьячков, двор пономарёв, двор просвирницын. Церковной земли в трех полях пятнадцать четвертей, сенного покосу на тринадцать копен, рыбных ловлей нет. Да в приходе той церкви: семь дворов рейтарских, двадцать пять дворов драгунских , тринадцать дворов солдатских, восемнадцать дворов драгунских половинщиков, пять дворов бобыльских, а всего семьдесят два двора.
      В 1868 г. при Троицком храме создано церковно-приходское попечительство, целью которого стало благоукрашение церкви с. Дёмкино. Видимо, за многополезную деятельность на этом поприще 20 июля 1873 г. староста Троицкого храма крестьянин с. Дёмкино Яков Бадиков был пожалован золотой медалью на Станиславской ленте.
      В 1877 г. тщанием членов церковно-приходского попечительства верхний этаж Троицкого храма украшен стенной живописью. В 1884 г. прихожане и притч с. Дёмкино пожертвовали на приобретения колокола 2557 руб.
      В 1861 г. в селе открыто училище, которое помещалось в доме наставника – местного священника – и содержалось на средства волостного правления. В 1868 г. в нем обучалось 20 мальчиков и 8 девочек. С 1882 г. училище помещалось в отдельном деревянном доме.
      В 1890 г. притчу и старосте Троицкой церкви епархиальным начальством разрешено перелить колокол в 150 пуд с прибавлением до 170 пудов. А в 1900 г. на пожертвование в храме устроены новые полы. В этом же году в клировой ведомости Троицкой церкви значится каменная ограда вокруг храма.
      По описанию из страховой оценки 1910 г.,
Троицкая церковь двухэтажная, каменная с деревянным куполом, крыта железом, окрашенным медянкою; купол снаружи обит железом, окрашен белою масляною краскою и внутри так же окрашен масляною краскою. Верхний этаж длиною, считая с колокольнею, 60 арш., наибольшая ширина 24 арш., высотою до карниза 14 арш., а купол вышиною 10 арш., главка одна, больших окон 13, малых в главке 4. Дверей створчатых обитых железом 2 наружных, одна дверь наружная, окрашенная масляной краскою, внутренних створчатых со стеклами три. Иконостас длиною 18 арш., а высотою 10 арш. (оценен в 2500 руб.) В нижнем этаже иконостас 18 арш. и высотою в 5 арш. (оценен в 500 руб.) Полы в обоих этажах деревянные; церковь холодная. В нижнем этаже окон 9, дверей наружных обитых железом 2, внутренних 2. Колокольня каменная же в три яруса, общая высота колокольни до верхнего карниза 12 сажен. Оценена церковь вместе с колокольней и иконостасом в 16000 руб.

      При церкви деревянная пятистенная, с 9 окнами, оштукатуренная снаружи и внутри, покрытая железом караулка размером 9 на 1 арш. Ближайший к храму крестьянский дом находился в 14 саж. В 1913 г. проведен ремонт столярных изделий и печей в Троицком храме на сумму 2500 руб.
      По данным клировой ведомости за 1915 г., притч Троицкой церкви составлял священник, диакон и псаломщик, которые получали жалование из государственного казначейства в размере 539 руб. О благополучном содержании притча говорит и сумма кружечных доходов за 1915 г. – 1200 руб.
      Священник проживал в собственном деревянном доме на благоприобретено земле, диакон – в собственном деревянном доме на церковной земле, псаломщик – на частной квартире. При церкви усадебной земли, считая с погостом, состояло 2 ½ десятины, пахотной, находящейся в 1 версте от храма, 35 десятин. Земля эта, хоть и была чернозем, но изрезана оврагами и приносила в год 240 руб. В приходе Троицкого храма в это время состояли с. Дёмкино и д. Дёмкинские выселки, в которых насчитывалось 437 дворов, а в них 1621 мужчина и 1672 женщины. В приходе действовало две земские школы. Старостой храма в 1915 г. являлся крестьянин Андрей Семенович Загулинников.
      27 апреля 1922 г. представителями местной власти было изъято из храма с. Дёмкино 6 культовых предметов из серебра весом 2 фунта 54 золотника. В середине 1930-х гг. после ареста священника Н. И. Малинина храм в Дёмкино был закрыт, но после активных ходатайств со стороны верующих в 1936 г. часть здания (верхний или нижний этаж – неизвестно) передали под богослужебные цели.
      В начале 1937 г. священник Троицкого храма Павел Михайлович Черемисин, председатель церковной двадцатки Егор Дмитриевич Плотицын, председатель ревизионной комиссии двадцатки Кондрат Вуколович Иноземцев, а так же проживавшие в селе монахини Евдокия Кирилловна Копытина и Анна Кузьминична Лепехова были арестованы за “организацию контрреволюционной церковно-монархической группы”. Одним из пунктов обвинения против о. Павла стал отслуженный им 7 января 1937 г. торжественный молебен в честь 125-летия победы России над Наполеоном. Во время которого провозглашал “многая лета правительству, военачальникам и градоначальникам, и всем православным крестьянам”. В результате Черемисин, Плотицын и Иноземцев были приговорены к 8 годам лишения свободы, а Копытина и Лепехова – к 3 каждая. После этого в храме стал служить вернувшийся из ссылки о. Николай Малинин, но в августе 1937 г. Троицкий храм с. Дёмкино был окончательно закрыт, а священник Н. И. Малинин в сентябре т. г. приговорен к расстрелу за антисоветскую агитацию.



      В послевоенное время колокольня Троицкой церкви была разрушена, а сам храм лишился кровли, окон, дверей и в конечном итоге к началу 2000-х гг. превратился в простую кирпичную коробку. Лишь в середине 2000-х гг. началось его восстановление трудами бригады Ю. А. Завьялкина.

В заключение отметим, что уроженцем с. Дёмкино был в начале ХХ столетия настоятель церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на 7-ой Линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге протоиерей Иоанн Иоаннович Дёмкин. Родился он в 1837 году в семье священника Дмитриевской церкви с. Дёмкино Иоанна Феодотова. Окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. По окончанию в 1861 г. Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра 24 ноября 1861 г. был рукоположен в священники к Благовещенской Василеостровской церкви. С 1890 г. и до самой смерти, последовавшей в 1916 г., о. Иоанн состоял в должности настоятеля этого храма. За свою многолетнюю и многополезную деятельность о. Иоанн Дёмкин был награжден многими наградами духовного ведомства, а именно: в 1862 г. – набедренником, в 1867 и в 1880 г. – архипастырской благодарностью, в 1867 г. – бархатной фиолетовой скуфьей, в 1870 г. – бархатной фиолетовой камилавкой, в 1874 г. “за ревность к пользам миссионерского дела в Японии, сбор добровольных пожертвований на миссию” – благословением св. Синода, а так же наперстным крестом, в 1878 г. – орденом св. Анны III степени, в 1881 г. – саном протоиерея, в 1886 г. – орденом св. Анны II степени, в 1893 г. – орденом св. Владимира IV степени, в 1896 г. – на основании Высочайшего указа серебряною медалью на Александровской ленте для ношения на груди в “Память Царствования Императора Александра III”, в 1897 г. – палицей, в 1898 г. – определением Сената признан с детьми в потомственное дворянство, в 1900 г. – орденом св. Владимира III степени, в 1905 г. – орденом св. Анны I степени, в 1908 г. – “за долголетнее весьма полезное служение делу Духовной миссии в Японии” благословением св. Синода с грамотой, в 1909 г. – орденом св. Владимира II степени, в 1911 г. – Высочайше пожалован митрой.

Священники
Василий (уп. 1676)
Иоаннов Алексий (уп. 1799)
Алексеев Тимофей (1799 — 1806)
Феодоров Феодор (1806 — 1826)
Дёмкин Иоанн Федотович (1825 — 1848)
Красновский Иродион (1848 — 1852)
Щедролюбов Николай Иоаннович (1852 — 1868)
Можаров Андрей Иоаннович (1869 — 1917)
Малинин Николай Иоаннович (1932 — 1935, 1937)
Черемесин Павел Михайлович (1936 — 1937)
Диаконы
Тимофеев Герасим (уп. 1814)
Исаев Петр (1831 — 1861)
Митинский Степан Васильевич (1867 — 1900)
Малинин Владимир Иоаннович (1901 — 1916)
Дьячки
Дёмкин Петр Степанович (1823 — 1861)
Васильев Матвей Петрович (1863 - 1873)
Пономари
Дёмкин Антон Герасимович (1814 — 1861)
Гумелёв Павел Васильевич (1864 - 1895)
Псаломщики
Гумилё Павел Васильевич (1896 — 1913)
Троицкий Николай Васильевич (1914 — 1916)
Сафонов Михаил (1917)
Попов Гаврил Арестович (1921 - 1937)

 
 
Чтобы иметь возможность оставить комментарии, необходимо войти.
 
14 15 16 17 18 19 20
 
Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
 

Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1607). Свт. Иоанна Максимо́вича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского (1966). Прп. Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мч. Зосимы (II). Прп. Паисия Великого (V). Прп. Иоанна отшельника (VI). Прп. Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня). Утр. Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. Рим., 93 зач., VI, 18–23. Мф., 25 зач., VIII, 5–13. Ап.: Иуд., 77 зач., I, 1–10. Ин., 48 зач. (от полу́), XIV, 21–24

 
 
Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
 

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской (перенесение мощей 1650, второе прославление 1909). Прп. Арсения Коне́вского (1447). Прп. Онуфрия Ма́льского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоми́нских, Соловецких (1561). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI). Прп. Стефана Озе́рского, Коме́льского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Иракле́мона и Феофила (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Устав соединения воскресной службы со службами святых или праздников изложен в 3, 4 и 5-й главах Типикона. Утр. Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

 
 
Неделя 2-я Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й.
 

Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1150). Блж. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233). Обре́тение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (1599). Мчч. Маркиана, Никандра, Ипере́хия, Аполлона, Леонида, А́рия, Го́ргия, Сели́ния, Ирини́я и Памво́на (305–311). Прп. Феодора чудотворца (ок. VI). Прп. Ану́вия, пустынника Египетского (IV). Прп. Дорофея, из обители аввы Сери́да (VI). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице). Сщмч. Михаила Вотякова пресвитера (1931); сщмч. Николая Рюрикова пресвитера (1943). Игоревской иконы Божией Матери (1147). На утрене поется величание Всем святым, в земле Русской просиявшим. Утр. Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10–16. Мф., 9 зач., IV, 18–23. Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

 
 
Неделя 1-я Всех святых. Глас 8-й.
 

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, У́стюжского (1494). Обре́тение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, А́нзерского (2000). Явление Честно́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (1423)*. Мц. Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961) (служба может быть перенесена на пятницу, 27 мая). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых), именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око». Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)**. Служба свт. Луки, архиеп. Симферопольского, может быть перенесена на пятницу, 27 мая (см. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава). Служба только по Триоди. С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя...». Утр. Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30.