Главная   Храм   Служба   События   Галерея  

Храм Троицы с. Демкино

    
 
Даром получили, даром давайте
 

      Удивительно, но деньги в Евангелии, в различной форме их проявления, являются объектом особого внимания. Так или иначе, в той или иной форме деньги встречаются в большей части притч, которые нам повествует Христос. Деньги являются абсолютной преградой для человека желающего Царствия Божия: “но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18:27). В месте, где Господь проявил явную нетерпимость, бичевал людей, перевернул столы и выгнал народ, деньги так же оказались в центре внимания. Кульминацией, можно назвать момент, где Иуда договаривается о стоимости своих услуг. Можно ли, исходя из всего этого, утверждать – деньги это зло? Думаю – вряд ли. Так как с другой стороны, мы видим, что те же самые деньги, в виде пожертвований, ученики Христа собирают и хранят. Не думаю, что Господь позволил бы им собирать и хранить зло.
      Деньги, как дает определение Википедия, есть всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. Отталкиваясь от данного определения, не удивительно, что деньги – одна из наиболее часто упоминаемых тем в Евангелии. Исходя из своих функций, которые несут деньги: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, а так же средство формирования сокровищ, становиться понятно, почему в притчах так часто фигурируют деньги. Но что же в них такого, что возводит их в форму абсолютного зла наименование которому: “тридцать сребреников”?
      Мы живем в мире, где многие взаимоотношения завязаны на деньгах. По большому счету, нам для того чтобы существовать в данном мире необходимо постоянно за что-то платить. Даже, если мы попытаемся самоустраниться от этого мира и попытаемся существовать исключительно за счет своих способностей, реализованных через собственный труд, то всевозможные государственные налоги (на землю и так далее) все равно будет необходимо выплачивать. То есть мы можем минимизировать участие денег в нашей жизни, но отказаться от них или избежать наличия их в нашей жизни мы не сможем. Тем более, если вопрос денег встает в контексте храма.
      Через Священное Писание, Господь четко и однозначно указывает нам на положение денег в Храме. Он изгоняет торгующих из Храма, причем это вряд ли можно назвать просьбой покинуть помещение: “И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул” (Ин. 2:15). Своим ученикам Он сообщает, чтобы они не брали денег за то, что они получили бесплатно: “больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. ” (Мф. 10:8). Апостол Петр на предложение Симона взять деньги за священство, ответил однозначно: “Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги” (Деян. 8:20). С другой стороны, практически во всех храмах, есть лавки, в которых идет бойкая торговля и молитвой о здравии, и молитвой об упокоении, и всегда есть ценник на Таинство, единственное, за что ПОКА еще явно не берут – за причастие. Все это, вызывает, мягко говоря, легкое недоумение. Написано множество статей, дано огромное количество интервью, умными и не очень людьми, в которых пытаются объяснить этот феномен. Все их объяснения, если откинуть лукавые и явно лживые: “у нас нет ценников – это лишь рекомендованная сумма для пожертвований”, сводятся к одному вопросу. На существование прихода необходимы деньги, где их брать? Я не ставил целью для себя – разбор этих статей с указанием, где или в чем авторы ошибаются. Или в осуждении той или иной практики, которая закрепилась на приходе. Или, как модно говорить – вскрывать нарывы на теле церкви. Нет, так как это не ведет к конструктиву. Каждый настоятель сам волен решать, как он будет исполнять свое служение в соответствии с Евангелием, благо, путей для этого предостаточно. Я лишь хотел поделиться тем опытом, который наш настоятель привнес в наш приход.
      Давайте выделим основные статьи расходов, которые присуще всем приходам, я попытался их сгруппировать, и у меня получилось не так много. Первая и самая объемная – это коммунальные платежи. В эту статью можно отнести все расходы, которые необходимы для существования, функционирования и содержание храма исключительно с точки зрения объекта недвижимости. Вторая статья – оплата труда людям, которые на постоянной основе задействованы в работах на приходе. Третья статья – социальная работа, если таковая ведется приходом. Это и воскресная школа и просто, если приход оказывает денежную помощь кому-то из прихожан. Четвертая – это расходы на службу. Вино, свечи, елей, просфора, облачение и так далее. Ну и последняя статья – прочее, сюда можно отнести, всякого рода регулярные отчисления, которые приходу необходимо выполнять и прочие. Конечно, в больших столичных, или приходах, которые располагаются в областных городах, список может быть больше, но, на мой взгляд, в подавляющем большинстве все возможные расходы вполне удовлетворяют пяти статьям.
      Некоторые статьи расходов можно и нужно минимизировать, например зарплата настоятеля. Если мы говорим о деревенском приходе, то настоятель вполне имеет время для того чтобы работать и на работе получать зарплату, и естественно, если из приходской кассы он на себя ни берет ни копейки. Здесь было бы уместно брать пример с апостола Павла, который своим примером показывал. Он был обучен ремеслу, которое давало ему возможность не обременять христианскую общину, да и автором крылатой фразы: “кто не работает, тот не ест” был апостол Павел (2Фес. 3:10). Если мы говорим о городском приходе, то на приходах, где служат несколько священников, так же можно установить практику, где второй и так далее священник, имеет работу для пропитания. Понятно, что настоятель большого прихода физически не имеет возможность уделять время внешней работе, но это большой приход, где зарплата для настоятеля не будет тяжелой ношей для прихода. Опять же, если настоятель работает – это хороший пример для остальных людей в храме трудиться не за деньги, а во Славу Божию, как любят часто говорить православные люди. В этой ситуации, правда, это дополнительный труд для настоятеля, следует учитывать этот момент при организации служб и работ в храме, но это нормально, никто и не обещал, что будет легко.
      А что у нас с доходами? А с доходами с одной стороны все просто – существует одна единственная статья это пожертвования прихожан, а с другой стороны сложно, так как требуются существенные суммы. И вот здесь, кто во что горазд, на какие только ухищрения не идут. Это и именные кирпичики, и разные типы записок: на обедню, на проскомидию, на вечный помин, на не вечный помин и так далее и тому подобное. Я побывал на разных приходах и, честно говоря, насмотрелся многих “чудес”. Больше всего чудят в монастырях, только там я наблюдал варианты с вечным поминовением, что, на мой взгляд, является самым обычным обманом. Вся эта ситуация напоминает магазин, в котором для увеличения объемов продаж, начинают придумывать всякого рода акции. Ситуация с Таинствами и требами обстоит не лучше.
      Когда я впервые оказался на службе в нашем храме, я был сильно удивлен ситуацией в лавке и в храме. Записки были одного типа, они были абсолютно бесплатными, свечи абсолютно бесплатные, требы, таинства и так далее – абсолютно бесплатные. На все мои вопросы о стоимости, я получал один и тот же ответ: “Если у вас есть желание и возможность оказать милость, вот ящик для пожертвований, положите туда, сколько считаете нужным”. На весь храм был один единственный ящик для пожертвований, во время службы никто не бродит среди молящихся с тарелкой для сбора денег. Меня эта вся ситуация очень озадачила, так как с одной стороны – ни кто не озабочен зарабатыванием денег, с другой стороны – явно видно, что на приходе делаются дела, то есть – деньги есть, как говаривал известный персонаж. Как? Откуда? После моего знакомства с настоятелем, естественного я не обошел вниманием эти вопросы. Та модель, если так уместно выразится, и тот теоретический базис, который лег в основу, меня обескуражил. Во-первых, батюшка работает, как я уже говорил выше, это снимает большую часть финансовой нагрузки на приход. Во-вторых, практически все на приходе действительно трудятся во Славу Божию, и, насколько, я могу судить, делают это с удовольствием. Но как вы понимаете, это лишь экономия, а этим можно заниматься тогда, когда есть что экономить. Батюшка объяснил очень просто. Все эти ценники, которые существуют, это результат глубокого неверия в прихожан. Мы не верим прихожанам, что они действительно хотят жертвовать, и как следствие мы поступаем как продавцы в магазине. Мы не верим прихожанам, что они действительно понимают и осознают потребности прихода, и мы поступаем как маркетологи, придумывая разные варианты с поминовением. Мы относимся к своим прихожанам и к людям, которые приходят в Храм с огромным недоверием и думаем, что они наберут свечек на сумму больше, чем эти свечки стоят, мы их считаем жадными, поэтому вывешиваем рекомендации к пожертвованию. И самое главное мы не верим в то, что Бог будет заботиться о Своем доме – Храме. Так же дело обстоит и с требами на дому. Он не берет денег. И тут тоже есть простое объяснение. Люди не любят ощущать себя обязанными, а когда ты ради них приехал, когда ты потратил свое время на них, это все заставляет человека ощущать должность, а это подталкивает людей к Богу, это заставляет их прийти в Храм. Но что если человеку далеко до нашего Храма? Не беда, Бог Он везде одинаковый и в нашем Храме и в соседнем селе и в городе, нет разницы, где человек окажет милость и выразит благодарность Богу. Цель священника – привести людей к Богу, а не в конкретный храм.
      Рассматривая тему денег на нашем приходе, я опять задался вопросом: что превращает деньги во зло? Мне кажется, что кроме стяжательства, есть, что-то еще. Мы при помощи денег выражаем стоимость товаров и услуг, поскольку деньги легко обмениваются на любые товары и услуги. Но в этом и кроется ошибка. Не деньги делают товары и услуги соизмеримыми, но человеческий труд, так как все товары представляют собой результат человеческого труда и, следовательно, соизмеримы по количеству затраченного труда. Это позволяет оценивать стоимость всех товаров и услуг. Здесь самое главное, что товары и услуги – это результат человеческого труда, именно человеческого, а не Божия. И каждый раз, когда мы пытаемся оценить Бога через овеществленный труд – деньги становятся злом.

 
 
Чтобы иметь возможность оставить комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться
 
7 8 9 10 11 12 13
 
Неделя 2-я Великого поста. Глас 6-й.
 

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препро́стого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Сщмч. Николая Розова пресвитера (1930); прмч. Нила Тютюкина, прмцц. Матроны Грошевой, Марии Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной и Анны Гороховой (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Ко́рце (Ровенск.) (1622), в О́дрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848). Литургия св. Василия Великого. Утр. Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

 
 
Суббота 2-й седмицы Ведикого Поста
 

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Обретение Честно́го Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Ко́нона и сына его Ко́нона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридолина Зекингенского (540). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо». Поминовение усопших. Литургия св. Иоанна Златоуста. Лит. Евр., 309 зач., III, 12–16. Мк., 6 зач., I, 35–44. За упокой: 1_Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.

 
 
Неделя 1-я Великого поста. Глас 5-й.
 

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля). Икон Божией Матери: Девпетерувской (1392) (празднование переносится с 29 февраля) и Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста). Литургия св. Василия Великого. Утр. Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12–35. Лит. Евр., 329 зач. (от полу), XI, 24–26, 32 – XII, 2. Ин., 5 зач., I, 43–51.

 
 
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Глас 4-й.
 

Прп. Тимофея в Симво́лех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802–811). Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939). Козельщанской иконы Божией Матери (1881). Заговенье на Великий пост. На утрене катавасия «Яко по су́ху...». На литургии прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите...». На этот день со вторника, 23 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава). В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов: «Не отврати Лица Твоего...» и «Дал еси достояние...», которые поются попеременно через воскресенье. В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения. Утр. Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21 [25].