Главная   Храм   Служба   События   Галерея  

Храм Троицы с. Демкино

    
 
Даром получили, даром давайте
 

      Удивительно, но деньги в Евангелии, в различной форме их проявления, являются объектом особого внимания. Так или иначе, в той или иной форме деньги встречаются в большей части притч, которые нам повествует Христос. Деньги являются абсолютной преградой для человека желающего Царствия Божия: “но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18:27). В месте, где Господь проявил явную нетерпимость, бичевал людей, перевернул столы и выгнал народ, деньги так же оказались в центре внимания. Кульминацией, можно назвать момент, где Иуда договаривается о стоимости своих услуг. Можно ли, исходя из всего этого, утверждать – деньги это зло? Думаю – вряд ли. Так как с другой стороны, мы видим, что те же самые деньги, в виде пожертвований, ученики Христа собирают и хранят. Не думаю, что Господь позволил бы им собирать и хранить зло.
      Деньги, как дает определение Википедия, есть всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. Отталкиваясь от данного определения, не удивительно, что деньги – одна из наиболее часто упоминаемых тем в Евангелии. Исходя из своих функций, которые несут деньги: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, а так же средство формирования сокровищ, становиться понятно, почему в притчах так часто фигурируют деньги. Но что же в них такого, что возводит их в форму абсолютного зла наименование которому: “тридцать сребреников”?
      Мы живем в мире, где многие взаимоотношения завязаны на деньгах. По большому счету, нам для того чтобы существовать в данном мире необходимо постоянно за что-то платить. Даже, если мы попытаемся самоустраниться от этого мира и попытаемся существовать исключительно за счет своих способностей, реализованных через собственный труд, то всевозможные государственные налоги (на землю и так далее) все равно будет необходимо выплачивать. То есть мы можем минимизировать участие денег в нашей жизни, но отказаться от них или избежать наличия их в нашей жизни мы не сможем. Тем более, если вопрос денег встает в контексте храма.
      Через Священное Писание, Господь четко и однозначно указывает нам на положение денег в Храме. Он изгоняет торгующих из Храма, причем это вряд ли можно назвать просьбой покинуть помещение: “И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул” (Ин. 2:15). Своим ученикам Он сообщает, чтобы они не брали денег за то, что они получили бесплатно: “больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. ” (Мф. 10:8). Апостол Петр на предложение Симона взять деньги за священство, ответил однозначно: “Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги” (Деян. 8:20). С другой стороны, практически во всех храмах, есть лавки, в которых идет бойкая торговля и молитвой о здравии, и молитвой об упокоении, и всегда есть ценник на Таинство, единственное, за что ПОКА еще явно не берут – за причастие. Все это, вызывает, мягко говоря, легкое недоумение. Написано множество статей, дано огромное количество интервью, умными и не очень людьми, в которых пытаются объяснить этот феномен. Все их объяснения, если откинуть лукавые и явно лживые: “у нас нет ценников – это лишь рекомендованная сумма для пожертвований”, сводятся к одному вопросу. На существование прихода необходимы деньги, где их брать? Я не ставил целью для себя – разбор этих статей с указанием, где или в чем авторы ошибаются. Или в осуждении той или иной практики, которая закрепилась на приходе. Или, как модно говорить – вскрывать нарывы на теле церкви. Нет, так как это не ведет к конструктиву. Каждый настоятель сам волен решать, как он будет исполнять свое служение в соответствии с Евангелием, благо, путей для этого предостаточно. Я лишь хотел поделиться тем опытом, который наш настоятель привнес в наш приход.
      Давайте выделим основные статьи расходов, которые присуще всем приходам, я попытался их сгруппировать, и у меня получилось не так много. Первая и самая объемная – это коммунальные платежи. В эту статью можно отнести все расходы, которые необходимы для существования, функционирования и содержание храма исключительно с точки зрения объекта недвижимости. Вторая статья – оплата труда людям, которые на постоянной основе задействованы в работах на приходе. Третья статья – социальная работа, если таковая ведется приходом. Это и воскресная школа и просто, если приход оказывает денежную помощь кому-то из прихожан. Четвертая – это расходы на службу. Вино, свечи, елей, просфора, облачение и так далее. Ну и последняя статья – прочее, сюда можно отнести, всякого рода регулярные отчисления, которые приходу необходимо выполнять и прочие. Конечно, в больших столичных, или приходах, которые располагаются в областных городах, список может быть больше, но, на мой взгляд, в подавляющем большинстве все возможные расходы вполне удовлетворяют пяти статьям.
      Некоторые статьи расходов можно и нужно минимизировать, например зарплата настоятеля. Если мы говорим о деревенском приходе, то настоятель вполне имеет время для того чтобы работать и на работе получать зарплату, и естественно, если из приходской кассы он на себя ни берет ни копейки. Здесь было бы уместно брать пример с апостола Павла, который своим примером показывал. Он был обучен ремеслу, которое давало ему возможность не обременять христианскую общину, да и автором крылатой фразы: “кто не работает, тот не ест” был апостол Павел (2Фес. 3:10). Если мы говорим о городском приходе, то на приходах, где служат несколько священников, так же можно установить практику, где второй и так далее священник, имеет работу для пропитания. Понятно, что настоятель большого прихода физически не имеет возможность уделять время внешней работе, но это большой приход, где зарплата для настоятеля не будет тяжелой ношей для прихода. Опять же, если настоятель работает – это хороший пример для остальных людей в храме трудиться не за деньги, а во Славу Божию, как любят часто говорить православные люди. В этой ситуации, правда, это дополнительный труд для настоятеля, следует учитывать этот момент при организации служб и работ в храме, но это нормально, никто и не обещал, что будет легко.
      А что у нас с доходами? А с доходами с одной стороны все просто – существует одна единственная статья это пожертвования прихожан, а с другой стороны сложно, так как требуются существенные суммы. И вот здесь, кто во что горазд, на какие только ухищрения не идут. Это и именные кирпичики, и разные типы записок: на обедню, на проскомидию, на вечный помин, на не вечный помин и так далее и тому подобное. Я побывал на разных приходах и, честно говоря, насмотрелся многих “чудес”. Больше всего чудят в монастырях, только там я наблюдал варианты с вечным поминовением, что, на мой взгляд, является самым обычным обманом. Вся эта ситуация напоминает магазин, в котором для увеличения объемов продаж, начинают придумывать всякого рода акции. Ситуация с Таинствами и требами обстоит не лучше.
      Когда я впервые оказался на службе в нашем храме, я был сильно удивлен ситуацией в лавке и в храме. Записки были одного типа, они были абсолютно бесплатными, свечи абсолютно бесплатные, требы, таинства и так далее – абсолютно бесплатные. На все мои вопросы о стоимости, я получал один и тот же ответ: “Если у вас есть желание и возможность оказать милость, вот ящик для пожертвований, положите туда, сколько считаете нужным”. На весь храм был один единственный ящик для пожертвований, во время службы никто не бродит среди молящихся с тарелкой для сбора денег. Меня эта вся ситуация очень озадачила, так как с одной стороны – ни кто не озабочен зарабатыванием денег, с другой стороны – явно видно, что на приходе делаются дела, то есть – деньги есть, как говаривал известный персонаж. Как? Откуда? После моего знакомства с настоятелем, естественного я не обошел вниманием эти вопросы. Та модель, если так уместно выразится, и тот теоретический базис, который лег в основу, меня обескуражил. Во-первых, батюшка работает, как я уже говорил выше, это снимает большую часть финансовой нагрузки на приход. Во-вторых, практически все на приходе действительно трудятся во Славу Божию, и, насколько, я могу судить, делают это с удовольствием. Но как вы понимаете, это лишь экономия, а этим можно заниматься тогда, когда есть что экономить. Батюшка объяснил очень просто. Все эти ценники, которые существуют, это результат глубокого неверия в прихожан. Мы не верим прихожанам, что они действительно хотят жертвовать, и как следствие мы поступаем как продавцы в магазине. Мы не верим прихожанам, что они действительно понимают и осознают потребности прихода, и мы поступаем как маркетологи, придумывая разные варианты с поминовением. Мы относимся к своим прихожанам и к людям, которые приходят в Храм с огромным недоверием и думаем, что они наберут свечек на сумму больше, чем эти свечки стоят, мы их считаем жадными, поэтому вывешиваем рекомендации к пожертвованию. И самое главное мы не верим в то, что Бог будет заботиться о Своем доме – Храме. Так же дело обстоит и с требами на дому. Он не берет денег. И тут тоже есть простое объяснение. Люди не любят ощущать себя обязанными, а когда ты ради них приехал, когда ты потратил свое время на них, это все заставляет человека ощущать должность, а это подталкивает людей к Богу, это заставляет их прийти в Храм. Но что если человеку далеко до нашего Храма? Не беда, Бог Он везде одинаковый и в нашем Храме и в соседнем селе и в городе, нет разницы, где человек окажет милость и выразит благодарность Богу. Цель священника – привести людей к Богу, а не в конкретный храм.
      Рассматривая тему денег на нашем приходе, я опять задался вопросом: что превращает деньги во зло? Мне кажется, что кроме стяжательства, есть, что-то еще. Мы при помощи денег выражаем стоимость товаров и услуг, поскольку деньги легко обмениваются на любые товары и услуги. Но в этом и кроется ошибка. Не деньги делают товары и услуги соизмеримыми, но человеческий труд, так как все товары представляют собой результат человеческого труда и, следовательно, соизмеримы по количеству затраченного труда. Это позволяет оценивать стоимость всех товаров и услуг. Здесь самое главное, что товары и услуги – это результат человеческого труда, именно человеческого, а не Божия. И каждый раз, когда мы пытаемся оценить Бога через овеществленный труд – деньги становятся злом.

 
 
Чтобы иметь возможность оставить комментарии, необходимо войти.
 
9 10 11 12 13 14 15
 
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
 

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мч. Александра Лионского (ок. 177). Мчч. Пасикра́та и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Нео́на, Леонтия, Лонгина и иных (303). Прп. Елисаветы чудотворицы (V). Прп. Фомы юродивого (546–560). Свт. Симеона Трансильванского (1656) (Румын.). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.). Перенесение мощей мч. Авраамия Бо́лгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Прав. Тавифы (I) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Мч. Сергия Архангельского (1938). Молченской иконы Божией Матери (1405). Утр. Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. Деян., 23 зач., IX, 32–42. Ин., 14 зач., V, 1–15.

 
 
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.
 

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломи́и, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авдела́я и Ана́нии пресвитеров, Хусдаза́та (Усфаза́на) евнуха, Фуси́ка, Азата, мц. Аскитре́и и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обре́тение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мч. Адриана (251). Свт. Ага́пита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц). Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942). С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни). Утр. Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. Деян., 16 зач., VI, 1–7. Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 8.

 
 
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
 

Мчч. Терентия, Помпи́я, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251). Мчч. Иакова пресвитера, Азада́на и Авди́кия диаконов, Персидских (ок. 380). Прмчч. многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680). Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского (1821). Сщмч. Фле́гонта Понгильского пресвитера (1938); мч. Димитрия Вдовина (1942). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». «Ангельский собор» не поется. По Евангелии – «Воскресение Христово видевше» трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Канон праздника (Недели Фоминой, а не пасхальный). Катавасия «Воскресения день...». С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе...». Во все воскресные дни до отдания Пасхи «Честнейшую» не поем. На литургии по входе: «Приидите, поклони́мся... Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...» (так во все дни, кроме праздника Преполовения и отдания его). После «Спаси, Боже...» – «Христос воскресе...» один раз; после «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» трижды. Отпуст «Воскресый из мертвых...» (такое окончание литургии бывает во все воскресные и седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи). Вечерня в Неделю Антипасхи со входом и великим прокимном. Во все воскресные дни периода пения Цветной Триоди служба совершается только по Триоди, а Минея опускается (за исключением памятей святых, имеющих бдение или полиелей). В период пения Триоди Цветной на литургии во все дни Апостол и Евангелие дня читаются первыми, а чтения святым – вторыми. Седмицы от Пасхи до Пятидесятницы начинаются не с понедельника, а с воскресенья. Молитва «Царю Небесный» до Пятидесятницы не читается и не поется. Когда в Уставе говорится о пении на службах периода Пятидесятницы песнопений «праздника», то имеются в виду не пасхальные песнопения, а служба той или иной Недели Триоди Цветной (а также Преполовения). Утр. Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. Деян., 14 зач., V, 12–20. Ин., 65 зач., XX, 19–31.

 
 
ПАСХА - Светлое Христово Воскресение
 

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА Прп. Никиты исп., игумена обители Мидики́йской (824). Мц. Феодосии девы (307–308). Прп. Илли́рика. Мчч. Елпидифо́ра, Ди́я, Вифо́ния и Га́лика. Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Литургия св. Иоанна Златоуста. Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпу́ст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня (предстоятель и сослужащее духовенство совершают утреню 1-го дня Пасхи в полном облачении) возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.) При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...». На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпу́ст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы. Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.